Мысли

Зарисовки

Статьи

Колонка Жанны Русецкой

Законы Жировой Клетки



На главную страницу

Статьи

Портрет госслужащего

Создание социально-психологического портрета современного государственного служащего требует проведения серьезного социально-психологического исследования, включающего в себя всевозможные анкетирования, тестирования и другие виды опросов сотрудников государственных учреждений на самых разных уровнях. Следует отметить, что специфика государственной службы по некоторым причинам (основной из которых является большая занятость на рабочем месте) ограничивает возможность широкого и всестороннего общения с людьми даже внутри организации. Тем не менее, у психолога Жанны Русецкой сложилось определенное сугубо субъективное мнение по данному вопросу, коим она и поделится в этом коротеньком и не вполне серьезном опусе, в расчете на блестящее чувство юмора читателей.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИИ

1. Мотивация

В условиях безработицы, тотальной социальной незащищенности населения, низкого материального уровня большинства россиян человек, находящийся на государственной службе, даже при относительно невысоком заработке, крайне заинтересован в работе, так как госслужащий получает некоторые социальные, материальные и другие гарантии, которых зачастую лишены сотрудники частных фирм. Отсюда проистекают и отношения внутри госструктуры.

2. Отношения: начальник-подчиненный

Часто преобладает авторитарный стиль руководства, отказ от конструктивного сотрудничества с подчиненными. Тут начальники делятся на два основных типа:

* первые отдают приказы, требуют их неукоснительного выполнения и сознательно несут ответственность за все;

* вторые также берут все на себя, но при допущенных ими ошибках обвиняют в неудаче своих подчиненных. Вторая группа руководителей значительно превышает первую.

Соответственно и рядовые сотрудники: либо добросовестно работают на результат вне зависимости от условий труда, пытаются найти контакт с руководителем – либо подстраиваются под настроение начальства, решая за его спиной только свои личные вопросы.

3. Отношения: сотрудник – сотрудник

На одном уровне среди сотрудников государственной организации, в основном, имеют место формальные контакты, в которых присутствует настороженность, порожденная страхом (и небезосновательным) интриг и “подсидок”.

Безусловно, есть и неформальные отношения в различных группах, а также полноценное профессиональное сотрудничество, имеющее целью получить и, по возможности, улучшить результаты совместной работы. Но ощущается общее настроение озабоченности, опасения потери места.

4. Отношения в семье

Нервное напряжение госслужащего, накопленное им в течение рабочего дня, неизбежно сказывается на отношениях в семье: и с супругой (-гом), и с детьми, и со старшими родственниками.

Уважение вызывают отдельные личности, работающие над собой, старающиеся повысить свой духовный уровень, не позволяющие себе решать свои проблемы – издержки службы – за счет домашних.

В подавляющем же большинстве случаев, дома государственные служащие обоих полов – это раздражительные уставшие невротики (в самом, конечно, медицинском смысле этого слова), имеющие, как правило, букет хронических заболеваний. Большая часть их страдает гиподинамией, многие – алкоголизмом и т.д., и т.п.

5. Отношение к своему здоровью

Я уже начала говорить о здоровье госслужащего, а, вернее, о его нездоровье. К этому надо добавить, что далеко не все сотрудники госучреждений имеют возможность нормально пообедать. Не говоря уже о длительном сидении за компьютером, ненормированном графике работы, а также неизбежности постоянного пребывания в конфликтных, стрессовых ситуациях.

Работа на износ – составная часть нашего менталитета еще с советских времен; культивируется, поощряется начальством, и даже до сих пор негласно считается престижной. Взять больничный лист при заболевании и спокойно лечиться – плохо, героически “приползти” на работу с высокой температурой – нормально, хорошо.

Хотя, следует отметить, что здесь имеются и положительные тенденции. Россиянин, получивший, наконец (после «горбачевской» перестройки) доступ к обширной информации, касающейся вопросов здоровья духа и тела, все больше задумывается, что полезно, а что вредно.

Определенно, современный служащий госорганизации, по сравнению с госслужащим советского периода, больше занимается любительским спортом, а также гораздо чаще задумывается над качеством и содержанием поглощаемой им пищи.

Некоторые продвинутые сотрудники изучают различные психотехники, позволяющие им справляться со стрессом как на работе, так и в частной жизни.

 

Подводя итог этого далеко неполного и, за неимением времени и возможности, недостаточно продуманного произведения, хочу сказать, что, несмотря на довольно мрачный собирательный портрет современного государственного служащего, этот больной тревожно-сомневающийся трудоголик, превозмогая накопившуюся усталость, собрав последние силы, все таки идет после работы на тренировку (думая по дороге, что ему съесть полезное на ужин – или же лучше заняться медитацией вместо такового).

Прослеживается явная позитивная направленность развития самосознания рассматриваемого индивидуума. Победа за нами!

 

© Жанна Русецкая, Москва, 2000